Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современных условиях в развитых странах малое предпринимательство вносит существенный вклад в инновационное развитие национальной экономики, используя свои конкурентные преимущества в гибкости и оперативности принимаемых решений.
С развитием малого предпринимательства создаются дополнительные рабочие места, оптимально используются местные сырьевые ресурсы, расширяется потребительский сектор, рынок насыщается товарами и услугами. Малое предпринимательство способствует формированию «здоровой» конкурентной среды, росту реальных доходов населения и повышению качества их жизни.
К сожалению, в настоящее время, роль малого предпринимательства в Российской Федерации заметно снижена, чем в таких развитых странах, как США, Япония, Китай и многих других. Во многих странах мира малое предпринимательство обеспечивает основную долю ВВП, доминируя как по количеству в общем числе предприятий, так и по объемам произведенного товара и оказываемых услуг. Поэтому дальнейшее развитие экономических отношений тесно связано с повышением предпринимательской инициативы субъектов хозяйствования.
Однако ошибочно считать, что малое предпринимательство в Российской Федерации, в отличие от среднего и крупного бизнеса не оказывает существенного влияния на хозяйственную деятельность страны. Кроме того, нельзя упускать тот факт, что собственники малых предприятий в большей степени могут быть заинтересованы в дальнейшем развитии своей организации, так у них проявляется высокий уровень личной мотивации в достижении наибольшего финансового успеха.
Поддержка и развитие малого предпринимательства со стороны государства — это необходимый элемент повышения социально-экономического уровня жизни населения. Малое предпринимательство в большей степени может адаптироваться под возможные изменения рынка, тем самым сохранив стабильность в экономике и жизни граждан государства. Поступательное развитие малого бизнеса с целью минимизации потерь в случае возможного экономического кризиса на настоящее время является важным вкладом в будущую экономическую стабильность страны и социальную жизнь населения.
Целью работы является изучение развития малого предприятия как основы экономического развития страны.
В связи с вышеизложенным, задачами данной работы являются:
1. Раскрытие теоретических аспектов развития малых предприятий.
2. Проанализировать особенности деятельности ООО «Становлянский Хлебозавод».
3. Сформулировать предложения по развитию ООО «Становлянский Хлебозавод».
Объект исследования – малое предприятие.
Предмет исследования – особенности развития малого предприятия ООО «Становлянский Хлебозавод».
Теоретической основой исследования выступают работы таких авторов как Берджес Д.Ф., Гукежева М. Х., Каштанов Н. Н., Медведева Е. А. и других.
Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1 Понятие малого предприятия, его преимущества и недостатки
В современной научной литературе существуют различные подходы к определению места и роли в экономике субъектов малого и среднего предпринимательства, которые варьируются в зависимости от исторических предпосылок и национальных особенностей экономических систем, отраслевой принадлежности, воспринимаемыми тем или иным автором в приводимой терминологии. Так, для обозначения исследуемого сегмента рыночной экономики используется многообразие терминов: «малый и средний бизнес», «малое и среднее предпринимательство», «предприятия малого и среднего бизнеса», «фирмы и компании малого и среднего бизнеса» и пр., исходя из правового закрепления в законодательстве зарубежных стран (Европейский Союз, Канада, КНР, Мексика, США, Швеция, Финляндия и др.), термина «малые и средние предприятия» (от англ. «small and medium-sized enterprises», SMEs) . То есть в большинстве случаев основополагающим фактором в определении исследуемого понятия служит термин «предприятие», под которым нормами ст. 132 ГК РФ признаётся имущественный комплекс, используемый для осуществления и ведения предпринимательской деятельности, что в полной мере применимо к субъектам малого и среднего бизнеса.
В научных источниках российскими учёными и экономистами, такими как А.Н. Асаул, В.Я. Горфинкель, Н.Ю. Круглова и др., достаточно глубоко анализируется природа возникновения предпринимательства, начиная от Российской Империи, новой экономической политики советского периода, перехода России к рыночным отношениям, приводится ряд определений, уточняющих критерии сегмента малого и среднего бизнеса, его роли в экономической среде.
В России деятельность предприятий малого и среднего предпринимательства регулируется Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ) . При этом нормами ст. 4 указанного Закона конкретизируется перечень организационных форм малого и среднего предпринимательства, к которым относят хозяйственные общества, хозяйственные партнёрства, производственные и потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальных предпринимателей, кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий. Перечисленные субъекты должны быть зарегистрированы в установленном законодательством порядке, внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, соответствовать критериям по долевому участию уставного капитала других организаций не более 25-ти %, среднегодовой численности работников (для микропредприятий - до 15 чел. включительно, малых - до 100 чел. включительно, для средних - от 101-го до 250-ти чел. включительно). Более того доход от деятельности субъектов должен соответствовать объёму, установленному Правительством РФ для микропредприятий не более 120 млн руб., малых - не более 800 млн руб., средних - не более 2-х млрд руб. .
Российское законодательство не ограничивает сферы предпринимательской деятельности малого и среднего бизнеса за исключением узкого ряда отраслей, деятельность в которых лицензируется в соответствии действующим законодательством. В частности, некоторые ограничения по предмету ведения бизнеса предусматриваются нормами ст. 12 Федерального закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Тем не менее свобода предпринимательства, гарантированная Конституцией РФ, предполагает широкий выбор видов деятельности для субъектов малого и среднего предпринимательства в отраслях национальной экономики.
Малый бизнес, как и любой другой имеет свои преимущества и недостатки, о которых и будет написано подробнее.
1. Низкие стартовые затраты и полный контроль над фирмой. Имея даже небольшой стартовый капитал есть все шансы открыть небольшое, но успешное предприятие. Причем очень часто на открытие хватает либо личных сбережений, либо поддержки родственников и друзей. Кроме того, владелец малой фирмы может применять единовластные решения в управления, не тратя зря время на лишнюю бюрократию. Соответственно решения принимаются быстро.
2. Легкость в управлении. Благодаря своим размерам, малым бизнесом значительно легче управлять, и контролировать все процессы. Владелец всегда может держать руку на пульсе своего предприятия, зная, что и как там происходит.
3. Мобильность и гибкость. Малый бизнес достаточно легко подстраивается под требования рынка, необходимые корректировки производятся достаточно быстро. Кроме того, в случае форс-мажора сменить местоположение маленького магазина значительно легче, чем переносить целый промышленный комплекс. Малый бизнес более ориентирован на конечного потребителя чем крупные фирмы.
4. Удобно продвигать: доступно большое количество низкобюджетных средств рекламы.
Недостатки:
1. Ограниченный капитал. Недостаточное количество оборотных средств может сдерживать развития маленьких фирм. Это сказывается как на уровне производства, так и инновационности продукции.
2. Трудности в конкуренции с большими фирмами. Малый бизнес часто может оказаться в невыгодном положении, поскольку более крупные конкуренты обладают как “раскрученным” именем, что привлекает клиентов, так и большими рычагами влияния.
3. Высокие кризисные риски. Во время экономического спада или тем более кризиса, малым предприятиям значительно сложнее выжить чем большим. Крупные компании могу добиться от государства различных послаблений, например, снижение налогов, или отсрочка в выплате кредита. Малому бизнесу же это сделать значительно сложнее. Причем получить кредит небольшому предприятию тоже тяжелее, чем большому промышленному гиганту.
Следует отметить, что в современных условиях государственное регулирование предпринимательской деятельности рассматривается как один из главных способов по обеспечению технического и производственного развития сферы общественного воспроизводства, а также оптимального перехода национальной экономики из ряда сырьевых в ряд перерабатывающих экономик развитых капиталистических стран.
Безусловно, развитие предпринимательства в экономике отчасти связано с государственным регулированием субъектов отношений. Регулирование предпринимательства – это некий важнейший инструмент формирования комфортных условий для эффективной деятельности предпринимательских структур, экономического роста и повышения уровня развития страны.
1.2 Показатели развития малого бизнеса в стране
Для того чтобы оценить развитие малого предпринимательства в России, отразим как изменялась их численность (таблиц 1).
Развитие малого предпринимательства имеет высокое значение для экономики любой сраны мира, именно поэтому экономически развитые страны уделяют субъектам малого бизнеса очень большое внимание. Однако, в нашей стране, ситуация с развитием малого бизнеса остается неопределенной, а по части, даже проблематичной. В настоящее время (по состоянию на 01.01.2020
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 (ред. от 16.04.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 18 (часть II). - Ст.2162.
2. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 № 1083-р // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 15 (Часть IV). - Ст. 2198.
3. Берджес Д.Ф. Основы управления малым бизнесом / Д.Ф. Берджес, Д. Штайнхофф. – М.: Бином, 2017. – 258 с.
4. Гомилевская Г.А. Экономика и предпринимательство в сервисе и туризме: учебник - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2018. – С. 190.
5. Гукежева М. Х. Социально-экономические истоки трудностей становления малого и среднего предпринимательства в России в постреформенный период / М.Х. Гукежева // Интернет-журнал науковедение. - 2017. - № 2. - С. 14-17.
6. Каштанов Н. Н. История развития малого предпринимательства: проблемы и перспективы / Н.Н. Каштанов, И.А. Курьяков // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2018. - № 5. - С. 1-3.
7. Кох Л.В. Трансформация сущности предпринимательства / Л.В. Кох // Вестник Ленинградского государственного университета. - 2019. - №1(6). - С. 43-47.
8. Куприянова Л.М. Финансовый анализ: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2020. – 157 с.
9. Лапуста М. Г. Малое предпринимательство / М. Г. Лапуста, Ю. Л. Старостин. - Москва: ИНФРА-М, 2018. – 357 с.
10. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: Учебное пособие для вузов. Под редакцией профессора В.Я. Горфинкеля, профессора В.А. Швандарова – 2-е издание. - М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2019. – 290 с.
11. Непомнящий Е.Г. Экономическая оценка инвестиций. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2020. – 292 с.
12. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru.
13. Пласкова Н.С. Финансовый анализ деятельности организации: учебник - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2019. – 368 с.
14. Родионова Л.Н., Кантор О.Г., Хакимова Ю.Р. Оценка конкурентоспособности продукции // Маркетинг в России и за рубежом. – 2017. – № 1. – С. 63-77.
15. Серов В. М. Анализ производственно-хозяйственной деятельности строительных организаций: учебник - ИНФРА-М, 2019. – 302 с.
16. Стратегический менеджмент / под ред. Петрова А.Н. – СПб.: Питер, 2017. – 496 с.
17. Стратегическое рыночное управление / под ред. С.Г. Божук. – М.: Юрайт, 2020. – 304 с.
18. Фатхудинов Р.А. Стратегический менеджмент. - М: Дело, 2017. – 448 с.
19. Филимонова Н.М., Моргунова Н.В., Ловкова Е.С. Экономика и организация малого и среднего бизнеса: учебное пособие - 2-е изд., доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 250 с.
20. Экономика предприятия / под ред. В.Я. Горфинкеля. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 767 с.
21. Эррера Л. М. Малый бизнес – ретроспектива и тенденции развития / Л.М. Эррера // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2020. - № 2-1. - С. 108-112.